Новоуральск

Материалы и инструменты для рисунка. Пастель

Материалы и инструменты для рисунка. Пастель

Пастель, виды, особенности, приемы рисования пастелью

Пастель — еще один представитель мягких материалов для рисунка наряду с сангиной, соусом, углем и сепией. Но пастель, все же, занимает особое место в ряду графических материалов, являясь, скорее, переходным звеном между графикой и живописью.

Пастель — это мелки в виде брусочков с квадратным или круглым сечением. Основой состава так называемой «сухой» пастели является пигмент, к которому добавляется связующее вещество, от количества которого зависит твердая это будет пастель или мягкая. Чем больше связующего вещества в составе пастели, тем она суше, тверже, плотнее, и наоборот. Так же в основной состав могут добавлять льняное масло, получая при этом масляную пастель. Если же к основному составу добавляют воск, а не масло, получают восковую пастель.

Материалы и инструменты для рисунка. Пастель сухая твердая

Конечно, работа каждым из перечисленных видов пастели будет иметь свои особенности. Например, работая сухой твердой пастелью, можно получить четкие тонкие штрихи, проработать мелкие детали рисунка, а мягкая сухая пастель дает насыщенные бархатистые пятна. Причем, цвета хорошо смешиваются при помощи растирания пальцами. Пастель позволяет работать тонкими красочными слоями, которые просвечивают один сквозь другой. Сухую пастель, особенно мягкие сорта, применяют как для художественных так и для учебных работ. Хороши в этой технике портреты, пейзажи, рисунки животных.

Материалы и инструменты для рисунка. Пастель сухая мягкая

Масляная пастель гораздо меньше пачкается и крошится. Мазки масляной пастели яркие и насыщенные, штрихи плохо растираются и смешиваются тоже хуже. Для растушевывания масляной пастели применяют разбавитель для масляных красок. Набирать его можно кистью или бумажной растушевкой. Разбавитель растворяет масляную составляющую пастели, и пигменты размываются, смешиваются. В результате использования данного приема работа будет больше напоминать масляную живопись, а не пастельный рисунок. Масляную пастель хорошо использовать для набросков, эскизов, а так же в учебных целях.

Материалы и инструменты для рисунка. Пастель масляная

Восковая пастель больше известна нам как восковые мелки для детского творчества. Ее мелки еще тверже, не пачкаются, жирные на ощупь, цвета дают яркие, насыщенные, однако смешиваются с трудом. Ими можно рисовать не только по бумаге. можно использовать картон и даже стекло. Благодаря содержанию воска, эти мелки используют в смешанных техниках, например, в акварельной живописи. Свойство воска отталкивать воду позволяет мелкам служить своеобразным резервирующим веществом, которое не позволяет краскам, растворенным в воде, попасть на бумагу, и та остается белой.

Материалы и инструменты для рисунка. Пастель восковые мелки

Кроме мелков пастель выпускают еще и в форме карандашей. Они более удобны в работе, не пачкают рук, не крошатся и напоминают по своим свойствам сухую твердую пастель в мелках. Пастельными карандашами хорошо работать над мелкими деталями, создавая четкие штрихи, линии и контуры.

 Материалы и инструменты для рисунка. Пастель пастельные карандаши

Пастель впервые появилась в арсенале художников в эпоху Возрождения. В то время часто использовали прием смешения черного итальянского карандаша с красной сангиной , а иногда подцвечивали и другими карандашами. Этим приемом часто пользовался Леонардо да Винчи. Он назывался «а пастелло», что, вероятно, берет свое происхождение от «impastare» — месить, мять, перемешивая (глину) и «pasta» — тесто.

Материалы и инструменты для рисунка. Пастель Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи

Самостоятельной техникой пастель становится только в 18 веке. Особую популярность она обретает во Франции. Ее использовали Шарден, Грез, Делакруа и многие другие.

Материалы и инструменты для рисунка. Пастель Милле
Жан Франсуа Милле

Материалы и инструменты для рисунка. Пастель Делакруа
Эжен Делакруа

Материалы и инструменты для рисунка. Пастель Лиотара
Жан Этьен Лиотар

Материалы и инструменты для рисунка. Пастель Шардена
Жан Батист Симеон Шарден

Эдгар Дега усовершенствовал технику рисунка пастелью, обрабатывая свои картины паром. Этот прием размягчал пастель и позволял еще успешнее растушевывать цвета кистью или пальцами и выполнять работы, превосходящие своими размерами картины других художников.

Материалы и инструменты для рисунка. Пастель Дега
Эдгар Дега

Пастель была так же любима и русскими художниками. В этой технике работали Венецианов, Маковский,Соколов, Серов, Кустодиев, Пастернак, Левитан.

Материалы и инструменты для рисунка. Пастель Венецианова
Венецианов Алексей Гаврилович

Материалы и инструменты для рисунка. Пастель Кипренского
Кипренский Орест Адамович

Материалы и инструменты для рисунка. Пастель Репина
Репин Илья Ефимович

Материалы и инструменты для рисунка. Пастель Левитана
Левитан Исаак Ильич

Материалы и инструменты для рисунка. Пастель Серова
Серов Валентин Александрович

Позже пастель становится излюбленной техникой художников объединения «Мир Искусства» — Добужинского, Бенуа, Бакста, Сомова.

Материалы и инструменты для рисунка. Пастель Бакста
Бакст Лев Самойлович

Материалы и инструменты для рисунка. Пастель Серебряковой
Серебрякова Зинаида Евгеньевна

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.