Новоуральск

Материалы и инструменты для рисунка. Графитный карандаш

Материалы и инструменты для рисунка. Графитный карандаш. Пенал

Графитный карандаш, история изобретения, виды и назначение, применение, сопутствующие инструменты.

Для рисунка художники используют самые различные инструменты и материалы. Самым традиционным из них является обычный графитный карандаш. Но обычным и распространенным он стал не так давно. Первые карандаши были известны в Древнем Риме, но они были серебряными или свинцовыми. Позже появились оловянные карандаши и из сплава олова и свинца. Такие карандаши оставляли очень бледный след на пергаменте и поэтому не использовались для самостоятельных работ, а только для набросков. С появлением бумаги в 13 веке возможности металлических карандашей увеличились, но все равно линии оставались по прежнему светлыми. Поэтому бумагу часто грунтовали. Штрихи серебряного карандаша со временем окислялись, приобретая красноватый оттенок, и тогда становились более заметными. Серебряным карандашом можно было выполнять очень тонкие штрихи, что позволяло тщательную проработку рисунков. Серебряным карандашом работали великие художники Возрождения — Рафаэль, Ботичелли, Гольбейн, Дюрер.

В 16 веке в Англии был открыт графит, и на смену металлическим карандашам пришли графитные, более дешевые в производстве. И, хотя, они были гораздо темнее металлических, все же имели свои недостатки — легко ломались, пачкались, плохо держались на бумаге. Позже, в 1790 году, венский мастер Йозеф Хардтмут, смешав графит и глину в удачной пропорции, изобрел графитный карандаш, которым мы теперь и пользуемся. В том же году Йозеф Хардтмут основал предприятие по производству карандашей KOH-I-NOOR Hardtmuth, где Кохинор (Гора света) — это название знаменитого алмаза. Внук Йозефа Хардтмута, Фридрих фон Хардтмут, усовершенствовал формулу состава смеси для стержней и в 1889 году уже мог производить стержни с 17 степенями твердости. Кстати, Йозеф Хардмут является не единственным прародителем современного карандаша, вслед за ним, пятью годами позже, к такому же результату пришел и французский ученый и изобретатель Конте (Nicolas-Jacues Conte).

Графитные карандаши обычно состоят из деревянной оболочки (рубашки) и собственно графитного стержня. Их выпускают в широком диапазоне различных степеней твердости.

Материалы и инструменты для рисования графитный карандаш - примеры

Российские производители выпускают карандаши 13 степеней твердости, при этом более твердые обозначаются буквой Т (твердый: от 1Т до 7Т), менее твердые — буквой М (мягкий: от 1М до 5М). Буквами ТМ обозначают карандаши средней твердости. У карандашей импортного производства твердость обозначается буквой H (hard — твердый (англ.), мягкие — B (black — черный (англ.) Также средняя твердость карандашей обозначается сразу двумя буквами HB и F. Всего 20 степеней твердости от 9H до 9B (9H, 8H, 7H, 6H, 5H, 4H, 3H, 2H, H, F, B, 2B, 3B, 4B, 5B, 6B, 7B, 8B, 9B)

Материалы и инструменты для рисования графитный карандаш  - очень мягкий

В наши дни применяются так же механические карандаши, которые могут быть двух видов: цанговые и автоматические. Цанговые карандаши появились раньше автоматических. Идея его изобретения пришла американцу Алонсо Таунсендо Кроссу в 1869 году. К этому его подтолкнул тот факт, что почти две трети материала теряется при заточке карандаша. Он поместил графитный стержень в металлическую трубку, из которой он мог выдвигаться по мере надобности. Позже в конструкции для удержания грифеля стали применять цанги — металлические прижимы. Отжимаются цанги при нажатии кнопки на конце карандаша, что позволяет пользователю выдвинуть грифель на регулируемую длину.

Материалы и инструменты для рисования, графитный карандаш - цанговый

Автоматические карандаши более совершенны — при каждом нажатии кнопки происходит автоматическая подача небольшого участка грифеля однонаправленным толкателем, он же вместо цанг придерживает графитный стержень. Преимущество таких карандашей в том, что стержень не приходится затачивать.

Материалы и инструменты для рисования, графитный карандаш - автоматические карандаши

Диаметр стержней варьируется — от 1 мм до 0,2 мм.

Материалы и инструменты для рисования, графитный карандаш - грифели для автоматического карандаша

Недостаток таких карандашей в том, что из-за своего маленького диаметра стержни часто ломаются, механизм подачи тоже надежен недостаточно, по крайней мере, не у всех производителей.

Кроме перечисленных в продаже можно встретить графитные карандаши в виде стержня без деревянной рубашки. Такие стержни так же могут быть с акварельным эффектом.

Материалы и инструменты для рисования, графитный карандаш  - акварельный грифель

У всех графитных карандашей есть особенность — легкий металлический блеск штрихов. Другая особенность в том, что штрихи графитного карандаша легко удаляются резинкой, благодаря чему это самый незаменимый инструмент, позволяющий многократно править работу.

Для рисования больше подходят более мягкие карандаши, так как они могут давать более разнообразную по тону и толщине линию. При рисовании можно использовать прием тушевания. Делать это можно при помощи специального инструмента растушевки. В продаже есть готовые образцы.

Материалы и инструменты для рисования, графитный карандаш - растушевка

Так же можно сделать растушевку самостоятельно из кусочка замши или рыхлой бумаги, либо воспользоваться кусочком ткани или ваты.

Материалы и инструменты для рисования, графитный карандаш  - изготовление растушевки

Необходимо иметь и хорошую резинку для стирания. Самые хорошие резинки — клячки или снимки.

Материалы и инструменты для рисования, графитный карандаш  - клячка

Такую резинку можно сделать в домашних условиях. Для этого обычную резинку вымачивают два дня в бензине, а затем вываривают в течение 2 часов в кипящей воде.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.