Новоуральск

Бумага

Бумага и ее производство

Бумага, производство бумаги, акварельная бумага, виды акварельной бумаги и как выбрать

Бумага — это уникальный материал, который имеет множество способов применения, начиная с самой изначальной — сохранения текста, и вплоть до живописи бумагой! Бумагу можно резать, из нее можно складывать, на ней можно писать красками и рисовать, из нее можно лепить, конструировать, плести. И это не предел.

В нашем обиходе бумага появилась благодаря китайцам. Согласно исследованиям, это случилось в 1 веке нашей эры, когда воспитатель императора Цай Лунь пытался найти замену традиционным носителям информации. До бумаге китайцы записывали тексты на бамбуковых свитках и свитках из шелка. Бамбуковые свитки были громоздки и тяжелы, а шелковые слишком дороги. Он много экспериментировал с разными материалами и растениями, но первый результат получил только, когда использовал старые тряпки, пеньку, золу и кусочки шелковицы, разделив их на волокна. Замочив всю эту смесь и превратив в кашицу, осадил с помощью сита. Именно этот факт был зафиксирован в одной из китайских рукописей 69 века нашей эры. Согласно этим записям и датируется изобретение материала, который стали называть бумагой (при более поздних раскопках 2006 года было обнаружено бумажное письмо, написанное за 100 лет до экспериментов Цай Луня, таким образом бумагу в Китае начали делать уже во 2 веке до новой эры).

Бумага китайская

Несмотря на то, что китайцы ревностно хранили секрет производства бумаги, это изобретение стало распространяться по миру. В начале 7 века нашей эры странствующий буддийский монах привез бумагу в Японию. Через сто лет японцы начинают производство собственной бумаги. Так же экспериментируя с различными растениями, они находят свой рецепт. Для производства своей бумаги васи (дословно «японская бумага»), для лучших ее сортов, японцы стали использовать кору трех кустарников — кодзо (бруссонетия бумажная, разновидность шелковицы, семейства тутовых), гампи (викстремия) и мицумата (бумажное дерево). Основным отличием в японской технологии производства бумаги от китайского способа является то, что сито для осаживания бумажной смеси двигалось крестообразно и встряхивалось, за счет чего волокна лучше сцеплялись, тогда как в китайской технологии сито было неподвижным. Японцы так же стали добавлять в бумажную смесь сок торо-аои (разновидность розы гибискус), клейкое вещество, для того, чтобы мягкие волокна были взвешены в воде равномерно.

Бумага васи

Начиная с тех времен и до сегодняшних дней, бумага занимает одно из центральных мест в культуре и повседневной жизни японцев. Помимо непосредственного назначения для сохранения информации, бумага в Японии имеет широкое применение. Из нее делают бумажные фонари, зонты, перегородки и стены в домах, коробки, ширмы, веера и даже обувь и одежду. Бумага для японцев стала поистине универсальным материалом, пронизывающим все аспекты быта и культуры этой «бумажной цивилизации»

В 751 году арабы, захватив в плен китайских мастеров по изготовлению бумаги, узнают от них секрет производства бумаги и сами начинают ее производить и выгодно продавать в страны Европы. Только спустя пять веков производство бумаги появляется и в самой Европе, сначала в Испании, затем в Италии, Германии, Франции, позже — в Англии. Европейцы усовершенствовали процесс путем изобретения бумагоделательной машины.

Сейчас в мире насчитывается более 600 видов бумаги: писчая, для печати, для декоративного творчества, для живописи, для черчения и рисования, газетная, упаковочная, оберточная, светочувствительная, ватманская, эстампная, крафт-бумага, верже, этикеточная, веленевая, гофрированная и многие другие. Конечно, производство бумаги сейчас отличается от традиционной технологии. Процесс этот стал механизированным, а состав бумажной массы содержит много химических добавок. Например, для повышения белизны применяются различные отбеливатели, добавляется мел, каолин и подсинивающие красители. За счет этого удаляется естественная желтизна исходного материала и повышаются светоотражающие свойства бумаги, но, благодаря тем же химикатам, современная бумага имеет более короткий век и со временем желтеет. Тогда как бумага, сделанная традиционным способом, содержит только натуральные компоненты, обладает светопоглощающим свойством, как бы втягивая в себя свет, насыщаясь им, очень прочна и долговечна, а при воздействии , солнечных лучей становится только белее, так как именно этот способ отбеливания и применяется при традиционном способе производства бумаги.

Как уже говорилось выше, бумага является уникальным и универсальным материалом, в том числе и для творчества. Это и техника папье-маше, вырезание, аппликация, оригами, конструирование, плетение и многие другие. И конечно же изобразительное искусство немыслимо без бумаги, в частности — акварельная живопись, основой для которой является специальная бумага, отвечающая требованиям и особенностям акварельной техники. Такая бумага должна хорошо впитывать влагу и удерживать ее и в то же время должна быть прочной и плотной, не разваливаться от избытка влаги.

О качестве бумаги говорит ее состав и плотность, а так же фактура.

Акварельная бумага высокого качества имеет плотность не менее 300 г/м2 . Диапазон плотности может варьироваться от 170 до 850 г/м2 . По составу сейчас выпускают три вида акварельной бумаги — хлопковую, целлюлозную и смесовую.

Бумагой более высокого качества считается 100% хлопковая., так как она обладает высокими впитывающими качествами и хорошо держит влагу, позволяя пигментам проникать вглубь волокон бумаги, благодаря чему можно работать слоями, не боясь нарушить предыдущий слой. В то же время хлопковая бумага очень вынослива к смыванию и выдерживает многократные исправления.

По фактуре различают три вида акварельной бумаги, которые зависят от способа прессования. Горячим способом получают бумагу с гладкой фактурой — Satin, холодный способ дает фактуру c мелким зерном — Fin и холодный способ без прессования дает фактуру с крупным зерном — Torchon.

Бумага трех фактур

Так же фактуру бумаге может придавать рельеф пресса, в этом случае происходит тиснение бумаги и достигается имитация нитей ткани, кожи, древесины, яичной скорлупы. Satin лучше подойдет для портретов, архитектурных пейзажей с четкими очертаниями, ботанических сюжетов, для работ с мелкими деталями, лессировками, Torchon наоборот позволяет выполнить крупные работы, грубые шероховатые поверхности. Fine — более универсальна, хороша для техники по-сырому, а-ля-прима.

Надо сказать, что при выборе бумаги надо больше ориентироваться на собственные предпочтения и на задачи, которые ставит перед собой художник в той или иной работе.

Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.